Эта статья - заключительная часть обзора (или мастер-класса) плагина Sozi для редактора векторной графики Inkscape. В прошлой статье я рассмотрел работу со слоями, масштабированием и поворотами, а сегодня настал черед разобраться с автоматическим переключением фреймов и дополнительными эффектами.

Предыдущую презентацию про слоеные примитивы я дополнил некоторыми эффектами из материала данной статьи, добавив эстетики. Посмотрите, что у меня вышло. Если хотите видеть исходники - пишите комментарии.

Если рассмотреть внимательнее окно плагина Sozi - можно увидеть там несколько, на первый взгляд, непонятных параметров, которые на самом деле расширяют возможности эффектного представления информации.

Предлагаю создать презентацию с тремя сменяющими примитивами без эффектов, просто чередование справа налево. Создать такое вам должно быть под силу после прочтения предыдущих статей. На потребуется пока всего один слой "Layer 1". Здесь нужно расположить примитивы внутри рамок и на основании каждой сделать по фрейму. Назовем их первый, второй и третий слева направо.

Дополнительные возможности Sozi

Итак, простая линейная смена фреймов пока без указания дополнительных параметров.

Настройка параметров текущего фрейма

Timeouts (seconds) - параметр, задающий время автоматической смены фрейма. Изначально равен 5 секунд и деактивирован. Активировать его можно, кликнув по кнопке "Disabled" (кнопка сменит свое название на "Enabled"). Давайте укажем автоматическую смену для всех трех фреймов и время уменьшим до одной секунды.

Важно! Изменение параметра сохраняется только в том случае, если вы переместили фокус на какой-нибудь другой элемент формы. Если  изменить 5 секунд на 1 и потом выделить другой фрейм - параметр не сохранится (!) и останется 5 секунд. Я просто нажимаю "Tab" и таким образом закрепляю изменение параметра.

В итоге у вас должно получиться бесконечное чередование примитивов, при этом последний примитив вернётся  к первому. Поигрались - отключите автопереключение.

Чекбокс "Hide" скрывает саму рамку как для фрейма, так и для слоев - уберите ее, и вы получите красные рамки в презентации по краю видимой области. Это может быть полезно, если у нас в презентацию, например, вклеена растровая картинка, которую нужно показать целиком как есть. Тогда мы её указываем как фрейм (или слой к фрейму) и снимаем отметку  "Hide".

Чекбокс "Clip" довольно сложный для понимания и тем более описания, но все же это довольно полезный параметр. Он позволяет включить или отключить отсечения для выбранных кадров и слоев. Изначально он включен.

Сожмите первую рамку с боков так, чтобы она отсекала края круга, сохраните файл и проверьте в браузере. По умолчанию выведется только часть круга внутри рамки.

Дополнительные возможности Sozi

Если снять отметку "Clip" для первого фрейма, то при воспроизведении вы увидите круг целиком, но при смене файла он будет усекаться во время анимации. Чтобы этого не происходило - нужно и у второго фрейма отключить этот параметр.

Чекбокс - "Show in frame list". Здесь все прозаично: показывать данный фрейм в меню (клавиша "t") или нет. Удобно исключать промежуточные фреймы где информация одна и та же, а эффекты разные, то есть в меню должен присутствовать только первый фрейм из информационной группы.

Настройка параметров показа фрейма

Duration (seconds) - длительность эффекта. Снова тайминг, который задает время от старта до окончания анимации между двумя фреймами. Важно заметить, что анимация идет в две стороны: и назад, и вперед. Укажите на втором фрейме длительность анимации 3 секунды и проверьте - получится что с первого на второй смена фрейма будет проходить в течение указанных трех секунд, но и обратно со второго на первый тоже будет три секунды.

Zoom - увеличение или уменьшение изображения во фрейме. Здесь параметры задаются в положительных и отрицательных целых значениях. При этом отрицательный зум будет уменьшать картинку - точка обзора будет отдаляться от кадра какое-то время.  

С зумом связана небольшая особенность, которую рассмотрим на примере. Сделайте второму фрейму зум = -50 и проверьте результат. Анимация от первого ко второму фрейму будет длиться 3 секунды и при этом фигуры будут отдаляться (пик отдаления ровно через полторы секунды), а анимация от второго фрейма к первому будет без зума. Зум будет при обратном воспроизведении анимации между третьим и вторым фреймом и пик его будет на полсекунды, так как время анимации одна секунда.

Дополнительные возможности Sozi

Profile - профиль анимации. Здесь есть возможность выбрать режимы анимации:

  1. Constant speed - постоянная скорость анимации
  2. Speed up и Speed up (strong) - ускорение, характер анимации можно сравнить с разгоном автомобиля с места. Стронг здесь усиливает эффект, добавляет резкости движению
  3. Speed down и Speed down (strong) - характер анимации можно сравнить с торможением разогнанного автомобиля. Стронг так же усиливает эффект
  4. Speed up, then down - ускорение и замедление анимации (плавный набор скорости и плавное торможение автомобиля)
  5. Speed down, then up  -замедление и ускорение анимации
  6. Immediate (beginning) - мгновенное появление фрейма в начале анимации. Изображение без движения появится сразу после смены фрейма - движение игнорируется
  7. Immediate (end) - мгновенное появление фрейма в конце анимации. Изображение без движения появится сразу после истечения времени на смену фрейма, движение игнорируется
  8. Immediate (middle) - мгновенное появление фрейма в середине анимации. Изображение появится по истечении половины времени на анимацию фрейма - движение игнорируется   

Если применить Immediate (beginning) к фреймам нашей презентации, то мы увидим просто смену примитивов, а если указать Immediate (end) - мы будем наблюдать задержку в смене примитивов ровно на величину Duration.

Последнее и самое интересное  - "Path": задает траекторию движения изображения при смене фрейма. Чтобы  заставить треугольник двигаться по спирали - нужно нарисовать спираль и ее наименование указать в данное поле. Чекбокс "Hide" скрывает саму "спираль". Данный параметр дает невероятную свободу для творчества, так как характером движения теперь управлять становится гораздо интереснее.

Создание презентаций при помощи Sozi + Inkscape - это процесс творческий и совсем непростой. Однако, если вы освоите данную технологию, то, уверен, она вам пригодится в жизни так же, как пригодилась мне.

Чтобы упростить себе работу сразу приучите себя работать по следующему плану и тогда вы избежите лишних задержек:

  1. Сбор и анализ информации для презентации. Важно понимать, что не всякая информация может быть показана в такой презентации, поэтому тут придется постараться, перерабатывая информацию в пригодный вид - с этим я столкнулся в первую очередь.
  2. Составление плана презентации. Информация после анализа уже должна сгруппироваться логически, а теперь еще нужно ее разложить по хронометражу: что следует за чем. Это тоже не совсем тривиальная задача, но без этого приступать к презентации - потеря драгоценного времени.
  3. Проработка кадров презентации. Компоновка информации в конечные кадры, которые будут после прохождения анимации. Здесь нужно следовать плану, который составили на втором шаге и представить информацию красиво и доступно.
  4. Программирование анимации. Самый сложный этап - придумать вход и выход каждого элемента кадров, смену самих кадров. Делать это лучше для каждого кадра в отдельном файле, так как иначе будут тормоза, которые отнимают время.
  5. Совмещение анимации в одном файле для всех кадров. Очень сложный процесс создания слоев и комбинирования анимации.
  6. Отладка. Здесь нужно просматривать в разных вариациях готовую презентацию и убирать "грязь", она в любом случае частично останется, так как полностью убрать ее невозможно. Здесь обратите внимание на то как реагирует презентация при навигации по ней (прыжки от одного кадра к другому, пропуская промежуточные).

Вот еще один пример посложнее с применением дополнительных эффектов Sozi

На этом данную статью буду считать завершенной, хотя она получилась гораздо короче предыдущих. В дальнейшем я постараюсь остановиться на типичных ошибках при работе с Sozi, а далее по мере возможности буду выкладывать некоторые приемы создания анимации, которые можно применять в своих работах.

Добавить комментарий

Защитный код

Введите код с картинки в текстовое поле